на главную словаря А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Э.. Ю.. Я..

НАРОДНАЯ ВЫШИВКА

          - особое явление художественной культуры. Существуя в крестьянской среде в течение многих веков, Н. В. дошла до нас во всем многообразии вариаций решений орнамента и приемов технического выполнения. Особенно богато украшался вышивкой женский костюм - домашняя одежда и одежда для полевых работ. Вышивка здесь сочеталась с другими видами отделки - ткачеством, кружевом, нашиванием кумача и лент и украшала все детали одежды вплоть до понёвы (вид юбки). Нарядной и красочной была свадебная одежда. Вышивкой украшали верхнюю одежду, в том числе меховые мужские и женские шубы, кухлянки, полушубки, душегреи.
         Вышивали и традиционные, наиболее важные предметы свадебного ритуала - девичьи головные уборы, свадебные полотенца. Они были предметом гордости невесты, изготовлялись в большом количестве и составляли главную часть приданого. Полотенца предназначались для наиболее важных моментов свадебного обряда, связанного с народными традициями. Полотенца дарили жениху через сватов в знак согласия на брак.
         В Н. В., преимущественно счетной (по счету нитей ткани), обычно ограничивавшейся вначале одним-двумя цветами ниток, каждый вновь вводимый цвет подчинялся прежним, отчего эта вышивка долго удерживала национальное своеобразие цветового строя и, став многоцветной, не впадала в пестроту. Так, в большинстве районов России в Н. В. в XVII и XIX вв. доминирует яркий красный цвет с вкраплениями синего и черного - в смоленской вышивке, в сочетании с белым и синим - в тульской, с зеленым - в калужской, с черным - в тамбовской, с многоцветным дополнением - в каргопольской. В ней наряду с мотивами восходящими к древним славянским культурам (ромб - символ Солнца в вышивке центральных районов, геральдические сцены с матерью-богиней или древом жизни посередине - в вышивке северных районов), уже в начале XIX в. появляются изображения барсов и орлов, взятые с узоров привозных тканей и включаемые в вышивку на Севере и в центральных районах. В вологодских вышивках встречаются цветы тюльпана и граната, ищущие от тканей XVII в. Счетная вышивка постепенно дополняется, а иногда и сменяется "свободным" тамбурным швом.
         Во второй половине XIX в. в результате закрытия помещичьих и монастырских мастерских возникли вышивные промыслы.

(Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)
 

 

 

Ссылка на эту страницу:

НА..

кирсет, кирсетка

клеевая паутинка

ковбойская шляпа

кожевенное сырьё

комплексные нити

косник, накосник

кружевное дерево

кручёные изделия

купонные рисунки

материалоёмкость

материаловедение

машина вязальная

машинное вязание

меланжевая пряжа

меланжевая ткань

мольтон, мультон

набивной рисунок

накладная одежда

намитка, наметка

незрелое волокно

печворк, печуорк

ручное вышивание

спортивный стиль

текстильные нити

тонковолокнистый

торбаза, торбаса

угарное прядение

укоротить одежду

филейное кружево

фисташковый цвет

фламское полотно

форменная одежда

формообразование

хлопчатая бумага

цепкость волокон

цивильная одежда

чекмень, чикмень

челночный стежок

чугурма, шогирме

(c) Словарь моды и одежды