на главную словаря А.. Б.. В.. Г.. Д.. Е.. Ж.. З.. И.. Й.. К.. Л.. М.. Н.. О.. П.. Р.. С.. Т.. У.. Ф.. Х.. Ц.. Ч.. Ш.. Э.. Ю.. Я..

ШЛЯПА

          - мужской или женский головной убор, с полями или без них, головка может быть разной формы. Размеры и форма шляпы неоднократно изменялись, часто ее называли по имени изобретателя или человека ее носившего: "а ля Рубенс" - широкополый головной убор, распространенный в XVI в. в Западной Европе; "а ля Рембрант" - большая шляпа с перьями и полями, - получили свое название потому, что часто встречались на полотнах великих художников Рубенса и Рембранта. "а ля Веллингтон" - двухугольная шояпа начала XIX в. названа по имени английского полководца, имела спереди и сзади выступы в виде углов. Большие треугольные шляпы из черного фетра в XVIII в. первоначально были частью военной униформы, а затем - гражданской одежды; их украшали золотым позументом или перьями. Женская шляпа в стиле бидермейер, часто соломенная с широкими полями, обрамляющими лицо, напоминающая чепец, была модной с 1800 по 1860 гг. Соломенные шляпы носили многие народы мира, в XVIII в. они стали очень модным европейским головным убором, появились панама, канотье, флорентийская шляпа и др.
         Современные шляпы, мужские и женские, изготовляют различных форм и конструкций и из различных материалов, но самым распространенным является фетр. Фетровым шляпам придают различный вид - они могут быть ворсовыми и гладкими, мягкими и жесткими. Кроме того, изготовляют из тканей, трикотажа, кожи, замши, соломки и т. д. Известны Ш.: канотье, болеро, "ток", "таблетка", панама.

(Источник: Терминологический словарь одежды. Орленко Л.В., 1996)

ШЛЯПА

          - это такой элемент одежды, «которого вид и названия меняются ежедневно», - писал В. Даль.
         Только в античные времена головной убор имел чисто практическое значение: им накрывали голову от солнца или дождя. Обычно же греки и римляне ходили без головных уборов. В средние века это уже прежде всего украшение, и даже предмет роскоши. Шляпы принимали самые разнообразные формы, отделывались мехом, перьями, драгоценными камнями. Ношение их считалось обязательным, и даже в 19 в. говорили: «Если леди не при шляпке, - значит это не настоящая леди!»
         Шляпа а-ля Веллингтон - двууголка (поля приплюснуты спереди и сзади), модная в начале 19 в. Названа по имени английского полководца.
         Шляпа а-ля Гейнсборо - женская шляпа с широкими полями и низкой тульей, наподобие шляп, изображенных на портретах кисти Т. Гейнсборо (1727-1788).
         Шляпа а-ля Рембрандт, а-ля Рубенс - широкополая фетровая шляпа, вошедшая в моду в 16 в., особенно в Нидерландах, названная так потому, что часто присутствует на картинах упомянутых художников.
         Шляпа касторовая - шляпа из фетра (хотя и не всегда с бобровым волосом), или из кастора, модная в 18 в.
         Шляпа «кибитка» - женский головной убор периода Реставрации: глубоко сидящий, с широкими прямыми полями, которые закрывали в профиль все лицо.
         Шляпа ковбойская - широкополая шляпа скотоводов Дикого Запада, варианты которой появляются время от времени в мужской и женской моде.
         Шляпа «монт-о-сьель» - в 17 в. во Франции женский головной убор на проволочном каркасе, который носили на высокой прическе.
         Шляпа павлинья - мужской головной убор с узкими полями и высокой тульей в 14-16 вв.; поля впереди расширяются, образуя надо лбом козырек. Шляпа украшалась большим количеством павлиньих перьев.
         Шляпа поярковая - в России - шляпа из поярка, то есть из шерсти ягненка первой стрижки.
         Шляпа «Энтони Иден» - черная фетровая шляпа, модная в 30-х гг 20 в. Подобную шляпу носил тогда министр иностранных дел Э. Иден.

(Источник: Энциклопедия моды. Андреева Р., 1997)
 

 

 

Ссылка на эту страницу:

ШЛ..

чулки

чульо

чухта

чхима

шамар

шапан

шапка

шарли

шаубе

шевро

шелом

шелон

шемиз

шитво

шитьё

шифон

шишак

шлейф

шлица

шолом

шорты

шоссы

шпора

штаны

штука

шубка

шугай

шушун

эгида

эннен

эпонж

ярлык

яхонт

(c) Словарь моды и одежды